Молодой король Эфириума подумывает об отречении

Молодой король Эфириума подумывает об отречении
В статье, опубликованной на сайте motherboard.vice.com, журналист Джордан Пирсон (Jordan Pearson) сравнивает идеологию Биткойна и Эфириума и берет интервью у Виталика Бутерина. Несмотря на несколько экзальтированный тон и неуместные коннотации с Новым Заветом, текст представляет собой определенный интерес, особенно в части взглядов Бутерина на социальные отношения в контексте Эфириума, а также, как Виталик видит свое будущее.
Виталику Бутерину 23 года, а технология, которую он изобрел четыре года назад, уже оценивается в четыре с половиной миллиарда долларов. Он коротко стрижется и предпочитает аксессуары с изображениями котиков. Он говорит быстро, но с уверенностью, которую трудно ожидать, учитывая то, что он, похоже, никогда не знает, куда девать руки.
Он не глава корпорации, однако в технологических и финансовых кругах он рок-звезда. В пятницу вечером, когда Виталик выступал перед переполненным залом в Торонто – городом, который он называет своей основной базой, хотя он родился в России, а живет в Швейцарии, – бизнесмены, на десятки лет старше его, изо всех сил тянули вверх свои телефоны, чтобы сделать снимок.
Изобретение Бутерина, Эфириум, многие сравнивают с его пока намного более популярным кузеном – Биткойном, но Эфириум находится на взлете. Конечно, различия между Биткойном и Эфириумом существенны – взять хотя бы смарт-контракты, тем не менее, наибольшие различия между ними лежат не в технической плоскости, а в мифологиях, построенных вокруг их создателей.
Биткойн был явлен миру в 2009 году, когда анонимный персонаж (или группа), называющий себя Сатоси Накамото, опубликовал первую в мире криптовалюту. Вскоре после этого Накамото исчез. Даже сейчас, в то время, как Биткойн отчаянно пытается определиться с масштабированием, жизненно необходимым для широкого признания, лоялисты продолжают верить, что протокол должен оставаться таким, каким описал его Накамото в Белой Книге. Бутерин же, напротив, продолжает руководить Эфириумом, полагая код живым и меняющимся текстом.
Со стороны создается впечатление, что, если Биткойн является религией, в которой мертвый бог оставил Завет верующим, чтобы они жили по его канонам, то Эфириум находится в той стадии Нового Завета, в которой бог жив и носит свитер с единорогом. Однако, Бутерин осознает, что так не может продолжаться вечно. На каком-то этапе ему придется снять свою мантию, и основы для этого он закладывает уже сейчас.
На пятничном хакатоне в Торонто, организованном Blockgeeks Lab, компании, принадлежащей отцу Виталика, инвестору Дмитрию Бутерину, было особенно заметно, что многие находятся под влиянием «культа личности». Постоянно слышались эпитеты «визионер», «гений», или «лидер». Один участник называл его «благожелательным диктатором».
Молодой король Эфириума подумывает об отречении
«Я действительно являюсь существенной причиной того, что платформа развивается, и продолжит развиваться в ближайшие несколько лет», – говорит Бутерин, в то время, как его руки живут какой-то своей жизнью. Он не кажется нервным, скорее энергичным.
«Моя цель в ближайшей перспективе – изменить ситуацию на «успех протокола зависит от меня и других людей, способных двигаться вперед».
Бутерин находится в странном положении. Он знает, что он – молодой гений, нежданный лидер – является причиной того, что многие пришли к Эфириуму. В этом качестве он путешествует по миру, распространяя это заклинание, и как раз этим он и занимался в Торонто. Он находится дома всего несколько недель в году.
Такая роль заключает в себе противоречие: как говорит он сам, его персональная философия коренится в использовании не социальных действий, а экономических мотивов для стимулирования и администрирования сообществ, но ведь роль Спасителя – чисто социальный фактор.
Политика Бутерина демонстрирует природу его веры в экономические мотивы. Отвечая на вопрос, какие писатели оказывают на него влияние, он перечисляет основных либертарианских мыслителей: Мизес, Хэйек, Фридман, Соуэлл, Ротберг, Рэнд. Раньше он полагал, что мир является ареной битв между «централизованными, злобными» политиканами и корпорациями с одной стороны, и «хорошими и добродетельными» людьми с другой. Политическая неразбериха 2016 года изменила его мнение – он говорит, что теперь у него гораздо больше общего с Ангелой Меркель, чем со сторонниками Трампа или воинствующими антифашистами. Он больше не думает, что все люди – братья; по его словам, мир расколот на «племена» и единственная вещь, которая способна заставить их работать совместно и в одном направлении – деньги.
«Я рассматриваю экономические мотивы, во многих смыслах, как наименьший общий знаменатель», – говорит он, имея в виду, что это самый удобный способ мотивировать людей.
Может быть, два или три года назад, я с гораздо большей симпатией относился к идее, что доброта людей по отношению друг к другу и помощь близким, является наименьшим общим знаменателем, но с тех пор я осознал, что люди способны создать серьезные проблемы членам других племен.
Таким образом, в основе Эфириума лежит следующая философия: так называемая «крипто-экономика», или идея, что с помощью математики и денег, конкурирующие и даже противоположные интересы способны найти точку равновесия. В конечном счете, деньги и есть тот стержень, который дает людям веру в систему.
По словам Бутерина, таковы его взгляды, хотя он не уверен, что они не изменятся в будущем. В то же самое время, его крипто-экономическое сообщество – не что иное, как социальная общность, с коллективной верой в Бутерина, по крайней мере, на текущий момент.
Стоять во главе криптовалютной инициативы рискованно. Конечно, сейчас Бутерин на коне, но сообщество может обратиться и против него. Такое уже случалось – после долгих и токсичных дебатов по поводу изменений в коде Биткойна, некогда влиятельные разработчики Гэвин Андресен (Gavin Andresen) и Майк Хирн (Mike Hearn) были заклеймены как вредители и вышвырнуты из сообщества Биткойна. По этому поводу Бутерин говорит, что если бы Андресен и Хирн в свое время приняли управленческое решение и изменили код, Биткойн сейчас был бы лучше. Вопрос, не боится ли Бутерин кончить так же, как они, остался за рамками интервью.
Смотрите, вот есть люди, не согласные со мной в технических вопросах; в половине случаев прав я, в половине – они, но если кто-то атакует меня в социальном плане, то многие встают на мою защиту. И похоже, что это вполне стабильная коалиция.
После некоторой паузы, он быстро добавил, как будто поправляя себя: «Но это не должна быть коалиция вокруг одной личности. Это должна быть коалиция вокруг протокола».
Все это ставит молодого короля в затруднительное положение. Он знает, что социальные коалиции, вместе с его собственной фигурой и умением убеждать, являются катализаторами роста Эфириума. Он верит, что математика и деньги способны стать арбитрами его сообщества. Его решение старо, как само время: каждый пророк нуждается в учениках.
Основанный Бутериным Фонд Эфириума, который занимается финансированием разработок протокола, намеревается создать программы грантов и университетские партнерства для построения сообщества разработчиков Эфириума, готовых в будущем взять на себя лидерство. Бутерин уверен, что к этому моменту Эфириум от стадии взрывного развития – где роль единоличного лидера велика, – перейдет к более спокойному поступательному движению. По его словам, на это уйдет около пяти лет. Вот тогда он и уйдет со сцены – к этому времени ему еще не исполнится и 30 лет.

Поделиться:

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *